Дети первого года жизни

Появление у ребёнка умений, определяющих крупную и мелкую моторику, вокализация (гуление), а также то, как ребёнок смотрит на окружающий мир, каково взаимоотношение между глазом и рукой, слухом и вокализацией, позволяют педиатру определить, как в развитие включаются различные участки мозга, как проявляется слаженная работа между двумя полушариями.
Записаться на прием

Рождение ребёнка – великое счастье для семьи. Но первый год жизни ребёнка очень непрост. К концу первого года из маленького беспомощного существа формируется «взрослый» разумный ребенок. Он самостоятельно ходит, обращается к вам, понимает то, что ему говорят, играет в простые игрушки. Для того, чтобы этот год прошел для ребёнка максимально эффективно, требуется медицинское наблюдение. Наблюдение проводит педиатр, который может оценить основные параметры, определяющие правильность роста и развития ребёнка.

  • Физическое развитие

Физическое развитие – первый фактор, по которому педиатр оценивает состояние вашего ребёнка. Физическое развитие младенца определяется прибавкой массы и роста. Оценивается состояние желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - как происходит всасывание и встраивание питательных веществ в общий обмен веществ ребёнка. Это необходимо, чтобы развивались остальные органы – в особенности мозг, который генерирует сигналы для всех систем организма. Всё вместе это создаёт «круг развития» ребёнка или «линию его жизни». На каждом приёме – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев – врач должен оценить прибавку в весе (массу и длину). В первые 6 месяцев также измеряется размер головки малыша и соотношение окружности головы и окружности груди. Эти цифры позволяют понять, как увеличивается мозг.

Существуют средние параметры прибавок массы и роста тела младенца, на которые ориентируется врач. Но в зависимости от питания ребёнка, грудного или искусственного вскармливания, от его конституции и генетической предрасположенности к формированию обмена веществ эти параметры могут колебаться относительно нормативных. Педиатр должен решить, являются ли эти колебания нормой для данного ребёнка – или же нужно дополнительное обследование и контроль, чтоб оценить и выявить патологические состояния, которые могут проявляться в виде нарушений физического развития.

  • Психомоторное развитие

Абсолютно все дети рождаются беспомощными. Движения младенцев хаотичны, они не умеют фиксировать взгляд и следить за предметами. Эти навыки появляются и усиливаются с каждым днём их жизни в строго определенные сроки. Появление у ребёнка умений, определяющих крупную и мелкую моторику, вокализация (гуление), а также то, как ребёнок смотрит на окружающий мир, каково взаимоотношение между глазом и рукой, слухом и вокализацией, позволяют педиатру определить, как в развитие включаются различные участки мозга, как проявляется слаженная работа между двумя полушариями. Полушария мозга должны посылать правильные сигналы ко всем остальным органам и системам, позволяющим ребёнку эти навыки получать.

Педиатр оценивает физическое и психомоторное развитие ребенка на каждом приёме: в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Для этого используя специальные шкалы развития. Если прибавка массы тела и прирост психомоторных навыков соответствуют норме, мы можем сказать, что ребёнок здоров. Это два основных комплекса, которые определяют здоровье малыша независимо от того, как ребёнок рождался, какие были проблемы в неонатальном периоде, является ли ребёнок доношенным или недоношенным.  

  • Питание детей первого года жизни

Нормальное физическое и психомоторное развитие обеспечивается правильным поступлением питательных веществ в организм ребёнка. Контроль питания на первом году жизни – важная задача и для родителей, и для педиатра. В первое полугодие жизни ребёнка только педиатр может верно оценить и проконтролировать все нюансы его питания: прикладывание к груди, эффективность сосания, лактостазы, кратковременное уменьшение грудного молока в некоторые периоды жизни мамы, изменение вкусовых ощущений ребёнка, застои молока, прибавки в весе ребёнка и т.п.   

Несмотря на всю важность грудного вскармливания, в определенный период жизни ребёнка необходимо водить прикорм. Лучше всего начать с возраста 6 месяцев. Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, прикорм можно вводить чуть раньше, на грудном вскармливании – чуть позже. Введение прикорма нужно для того, чтобы у ребёнка с помощью вкусовых сосочков языка формировались новые вкусовые ощущения, которые отсутствуют в первые месяцы жизни. Прикорм также важен для развития жевательной мускулатуры, когда нужно формировать пищевой комок. Это поможет в последующем становлению речи. Кроме того, детям нужны новые и дополнительные питательные вещества, минералы и витамины, которых в грудном молоке нет или их с каждым днем становиться все меньше, и уже не хватает для полноценного роста ребенка.

В случае отсутствия грудного молока вводятся смеси. На консультации с педиатром обсуждается вопрос выбора наиболее подходящей смеси, на которой малыш будет правильно вскармливаться, получать все необходимые питательные вещества и хорошо развиваться.

К возрасту одного года ребёнок уже получает достаточно полный рацион питания. Начинается следующий этап: переход на пищу домашнего стола. Этот переход непрост. Не все дети легко его воспринимают. Тут необходима специальная консультация педиатра индивидуально для данного ребёнка.

  • Скрининговое обследование

К сожалению, не все дети рождаются здоровыми. У некоторых встречаются врождённые заболевания. Если выявить их на раннем этапе, то часть из них можно вылечить или компенсировать. Это достигается специальным питанием или применением специальных препаратов, которые позволяют ребёнку развиваться, расти и компенсировать это заболевание. Он становится вполне социально адаптированным и может посещать детский сад, школу, приносить радость семье, избежав серьезных последствий. Речь идет о проблемах со здоровьем, входящих в группу скрининговых заболеваний.

В родильном доме ребенку обязательно нужно пройти скрининговое обследование. На сегодняшний день проводится скрининг на пять очень опасных заболеваний: фенилкетонурия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземия.  При раннем доклиническом выявлении этих проблем можно обойти клинические проявления заболеваний с помощью специального лечения и питания. Выписываясь из родильного дома, необходимо обязательно узнать, проведен ли ребёнку скрининг. При проведении скрининга берётся капля крови. Кровь поступает на анализ в специализированный центр скрининговых исследований. Если обнаружены отклонения от нормы - примерно в возрасте одного месяца вы получаете письмо, где вас просят прийти на повторный забор крови и повторные исследования.  Необходимо отметить, что список заболеваний, которые включены в скрининг постоянно расширяется. Сегодня в ряде регионов РФ проходит пилотный проект: в скрининговое исследование включены 15 тяжелых генетических заболеваний.

Таким образом, в два этапа диагноз либо ставится точно и рано – либо полностью исключается. Если вам такое письмо не пришло – значит, у вашего ребёнка всё в порядке, и вы можете не задумываться о том, что у него имеются какие-либо заболевания из этих шести. Если скрининг по каким-либо причинам не был проведен в роддоме, вам нужно позаботиться о том, чтобы он был сделан в условиях детской поликлиники или в условиях другого медицинского учреждения, где будет наблюдаться ваш ребёнок. Во всяком случае, вы должны сообщить вашему педиатру, был проведен скрининг или нет.

  • Взаимодействие родителей и ребенка

Для полноценного роста личности ребенку необходима атмосфера любви и тактильный контакт с родителями. Взаимодействие между мамой, папой и ребёнком – главное, что стимулирует ребёнка к развитию и к познанию мира.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала программу «Уход в целях развития». В программе подробно объясняется, как создать потенциал для развития ребёнка на каждом месяце его жизни.

Основная идея программы в том, что уход за ребёнком – это не только соблюдение гигиены, обеспечение питания и прогулок на свежем воздухе. Прежде всего, это взаимодействие с ребёнком. Именно взаимодействие определяет то, как быстро малыш будет развиваться, насколько он будет устойчив и восприимчив к новому в этом мире. Ребёнку, в течение его детства, нужно получить огромный объём информации – и при этом не перетрудиться, не повредить свою нежную нервную систему.  Планомерный подход к развитию ребенка является важной составной частью ухода на первом году жизни. «Уход в целях развития» определяет способы и время коммуникаций с ребенком, выбор игрушек, длительность и формы занятий, оценку усталости и т.д. Все это поможет родителям глубже понимать их ребенка, будет способствовать улучшению аппетита и показателей физического развития, нормализации сна, спокойствию ребенка, формированию его стрессоустойчивости. Правильное взаимодействие с ребенком обеспечит его комфортное вхождение в социум, подготовит к детскому саду.

  • Наблюдение детей первого года жизни в Ильинской больнице

Педиатр - это первая линия защиты семьи. Педиатры Ильинской больницы контролируют развития ребенка, проводят коррекцию функциональных расстройств и лечение заболеваний. Мы консультируем родителей по основным волнующим семью вопросам – вскармливание, оценка физического и психомоторного развития, вакцинопрофилактика, даем советы в рамках программы «Уход в целях развития».

В Ильинской больнице мы придерживаемся международно-признанной позиции: ребенку дополнительные консультации нужны только при выявлении педиатром неблагополучия, или в случае его сомнений по какому-либо вопросу. Сроки осмотра ребенка врачами узкого профиля определяются объективной надобностью для ребенка, а не просто условными периодами его жизни.

Наш девиз - следовать за ребенком и контролировать его развитие. Не лечить то, что лечить не нужно и не лечить тем, что не имеет доказанной эффективности. 

Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!